Омская правда
Новые набережные — старые конфликты

Новые набережные — старые конфликты

Многие, кто следит за урбанистической повесткой в городе, в курсе, что проблема сохранения доступных для горожан набережных Иртыша как главного общественного пространства Омска поднимается в обсуждениях или выступлениях уже года три-четыре.

Этому были посвящены и теоретические высказывания — в программе «Урбанизация», на форуме Youlead и лекции в рамках цикла обсуждения мастер-плана. Практически эта теория воплотилась в конкурсных проектах благоустройства второй крепости, концепции центральных набережных Омска, которую курирует КБ «Стрелка» и разрабатывают локальные архитекторы. Концепция набережных призвана представить решения нескольких конфликтов, которые отчасти скрыты и известны сравнительно узкому кругу, фрагментарно их «засветили» в мастер-плане. От их разрешения зависит развитие всего города, системы его общественных пространств. 

Таких конфликтных точек (противоречий), на мой взгляд, четыре: 

  • генплан и проект планировки трактуют набережные как транспортные с намывом грунта, в то время как жители ценят непосредственный доступ к воде; 
  • к этой транспортной магистрали привязаны замороженные проекты деловой застройки рекреационных территорий — в том числе популярного Куйбышевского пляжа; 
  • связность набережных обеспечивалась мостом в устье Оми, который нарушает исторический ландшафт крепости и стрелки; 
  • отсутствие сервисов набережной сопровождается пустующими постройками ТЭЦ-1, спасательных станций. Они представлены мобильными и низкокачественными павильонами, тирами, постройки при этом ветшают и разрушаются. 

masteromsk.itpgrad.ru

Работа, которую вели энтузиасты мастер-плана, показывает что река и набережная — определенно в числе ценностей омичей. Генеральный план, правила застройки и проекты планировки являются юридическими документами, которым любой мэр будет следовать, пока не проведет их актуализацию или пока не разработают новые. Документы для Омска разработаны в середине 2000-х годов под влиянием модернистской/советской идеи города для автомобиля, города вдоль реки, где набережные неизменно отдавались транспорту. Магистраль должна была соединить речной порт и городок Нефтяников, а город обязан был потерять доступ к акватории — набережная превращалась в узкую зеленую полоску в лучшем случае. Необходимые шаги для этого были сделаны — решение представлено во всей градостроительной документации, сделаны макеты, презентации. Начато проектирование застройки и зарезервированы земельные участки под магистраль. 

Проект магистрали по Иртышской набережной, «Омскгражданпроект» 

Один из макетов центральной части Омска, «Омскгражданпроект», 2008 г.

В 2000-е годы города, сравнимые с Омском, например Осло, отказываются от таких магистралей и выстраивают стратегии возвращения акваторий в город. Как в Мюнхене, Вене, Гамбурге — с девелоперскими и рекреационными проектами реабилитации рек и берегов. Москва несколько лет назад заказала разработку концепции набережных и Москвы-реки, в которой отодвигается на второй план транспортная функция. Более того, сам Омск в 1960–70-е прошел стадию «выхода города на реку» — с берегов ушли промышленные функции, порт стал речным вокзалом, появились благоустроенные пляжи и непрерывный променад.

Идея транзита вдоль Иртыша прорисовывалась в той или иной степени разными архитекторами в конкурсных и реальных проектах. Мне кажется, что тут играют роль профессиональные шоры, парадигма, которая меняется в мире на наших глазах, и просто необходимо быстро осознать, что Омску не нужно догонять Осло и совершить ошибки других городов, чтобы получить современную набережную. Для этого в градостроительной документации нужно зафиксировать набережные как ценные рекреационные территории. Это повлечет переработку транспортного каркаса, заложенного в генплане, но этот каркас учитывает и проблемную идею двух веток метрополитена, и спорные автомобильные мосты по улице Куйбышева, в устье Оми. Поэтому его пересмотр давно актуален.

Вторая проблема связана с идеей перебарывания природы и изменения русла Иртыша в районе речного вокзала — спрямление реки с помощью гидронамыва. Это не новинка для Омска, так сформировали южную часть набережной в 1960-е годы и спустя полвека предлагали сделать нам. Для застройщиков это шанс получить участки под гостиницы — «Хилтон» на завершении улицы Чкалова и «Орленок» у метромоста. Намыв позволял получить необходимую дистанцию до уреза воды и соблюсти Водный кодекс. К сожалению, без магистрали и намытого берега эти участки попросту перекрывают крупные фрагменты общественной набережной. Мы помним, как бывшие мэр и губернатор потребовали убрать забор и обеспечить транзит на участке у метромоста, мы реагировали на этот запрос, собирая позицию горожан о будущем сквере. Но продолжающиеся суды с арендатором показывают, что застройщик сохраняет интерес к площадке.

Первый проект гостиничного комплекса «Хилтон», 2008 г.

В Омске не отказались от планов построить пятизвездочный отель на месте пляжа у речного вокзала.

Проект из публикации А. Пантелева о судах по град. плану участка. Источник: newsomsk.ru

Предложение по застройке на Иртышской набережной, 2015 г. Источник: panteleich.livejournal.com

Участок «Хилтона» занимает половину Куйбышевского пляжа — от улицы Короленко до дома Колчака. На недавней выставке нереализованных архитектурных проектов был представлен новый эскиз многоэтажных жилых башен (либо апартаментов), на публичных слушаниях (ноябрь 2017 года) в проект планировки предложено изменение, также демонстрирующее, что этот интерес застройщика может стать реальным объектом, а Омск попросту потеряет один из популярных пляжей. Концепция центральных набережных предполагает сохранение и развитие Куйбышевского пляжа, ремонт и озеленение подпорной стенки и формирование променада от Ленинградского моста до площади Бухгольца, при ее обсуждении и на стадии технического задания, и при защите предварительной версии участники семинаров «Город решает» не предполагали транспортной магистрали или какой-либо серьезной застройки. У действующего или нового мэра есть шанс хотя бы временно повлиять на ситуацию — заблокировать поправку или предложить перевести участок из деловой в рекреационную зону. Попытки отозвать договор аренды уже предпринимались.

Визуализация Куйбышевского пляжа, КБ «Стрелка» / А. В. Бегун, 2017 г. Источник: города-будущего.рф

Подобное уже происходило с участком у метромоста — заморозка проекта, суд по аренде, попытка смены зонирования на рекреацию. Концепция набережных предполагает его использование для рекреационной и спортивной функций — университетских лужаек. В Омске есть несколько примеров «частных парков»: «Серебряный бор», «Пиратский остров», парк «На Королева», в которых реализуется модель управления открытыми незастроенными пространствами. Горожане, по результатам различных обсуждений, определенно заинтересованы в сохранении транзитов и пешей доступности воды, пляжа и создания нового сквера. Возможно, арендаторам участков стоит предлагать такой формат использования территорий, либо пора возвращать участки в муниципальную собственность. Но это, опять же, необходимо закреплять в документации, формулировать от лица мэрии и региона. Это необходимая работа над ошибками, которые пора исправить, чтобы дать зеленый свет первичному обновлению набережных и пляжей.

Визуализация марафона на университетских лужайках, КБ «Стрелка» / АА «Рим», 2017 г. Источник: города-будущего.рф

Проблема устья Оми завязана и на транспортной схеме, которая обсуждалась выше, и на идее вантового моста, который изменил бы кардинально ландшафт исторического места, ценность которого уже отметил новый глава региона. В двух конкурсах на участки второй Омской крепости (в 2005 и 2013 годах) половина авторских коллективов такое решение не поддержала. В концепции центральных набережных был предложен велопешеходный мост от площади Бухгольца, который, как и берегоукрепление, не входит в программу АИЖК/минстроя, но потребует архитектурного конкурса на лучшее и, вероятно, исторически тактичное проектное решение. Мост улучшит велопешеходную связность набережных, с которой уже не справляется Юбилейный мост. Положение его в глубине снимет угрозу потери исторической конфигурации берега у второй крепости и видовых точек на речной вокзал. Здесь же важен вопрос ремонта причальной стенки и оборудования пристани речного вокзала — замечательных видовых площадок и в перспективе возможностей для частного и муниципального водного транспорта — прогулочного, пригородного, регионального.

Визуализация нижнего яруса набережной у второй крепости, КБ «Стрелка» / АА «Рим», август 2017 г. Источник: города-будущего.рф

В концепции набережных акцентирован их пешеходный, рекреационный, ландшафтный характер, однако я убежден, что в условиях нашего климата комфорт обеспечивается гарантированным сервисом и безопасностью. Гуляя вдоль реки, я ожидаю, что будет возможность зайти погреться или привести себя в порядок в современном здании или в павильоне. Синие туалетные кабинки меня пугают, не говоря об их неприспособленности для маломобильных жителей города, молодых семей. Погреться можно и в кафе, и в фойе киноцентра или Дома кино или купив стакан горячего напитка в фирменной точке. Количество таких точек сервиса определяется не только площадками для павильонов, которые будут обслуживать городские события, типа марафона или «Флоры», или причалы на Оми, но и приспособлением ныне пустующих или неиспользуемых построек. Это спасательная станция на улице Чкалова, помещения ТЭЦ-1, пристань на улице И. Алексеева, бывшие теплицы пединститута на улице Интернациональной и трибуны стадиона «Динамо», здания второй крепости. Новые или дополнительные общественные, коммерческие помещения со свободным доступом на всем протяжении центральных набережных сделают променад приятным и удобным для всех возрастов.

Вид событийной террасы у ТЭЦ-1 с приспособлением построек под кафе, КБ «Стрелка» / АА «Рим», август 2017 г. Источник: города-будущего.рф

Необходима работа как со стороны собственников помещений, так и со стороны города по формированию совместных программ, инфраструктуры обслуживания, регламенту взаимодействия, которые будут подчинены рекреационному ландшафту набережных и позволят владельцам оживить свои объекты, открыть их горожанам. Со стороны города должна возникнуть гарантия обновления набережной, ее обслуживания и содержания.

Но для этого уже мэрия и региональная власть должны принять решение, что городу необходимо современное зеленое общественное пространство вдоль реки, а не транспортная магистраль или многоэтажный жилой квартал вместо пляжа. Альтернативы девелоперским проектам теперь проработаны в формате дизайн-проекта благоустройства. Пора двигаться в ногу со временем и использовать свои преимущества, а не наступать на старые, заботливо разложенные мудрыми предшественниками грабли.

Опубликовано 21 ноября 2017 15:31

Автор Ефим Фрейдин